Andrey Kolesov (akolesov) wrote,
Andrey Kolesov
akolesov

Что там с "Курортами Кавказа"?

Прочитал тут в "Известиях" от 15.07.2011 статью "Курорты Кавказа: самое трудное уже сделано" (правда, на сайта она именована иначе: "Конечно, в Сочи цены несправедливо негуманные, но и россиян бедными не назовешь". Интервью с начальником созданного в декабре 2010 АОА "Курорты Северного Кавказа" (КСК) Ахмедом Билаловым. Продолжается тема создание "туристического кластера" на российском Кавказа – проекта, озвученного нашим президентом в Давосе.

У меня с самого начала была уверенность (основанная на опыте и анализе публикаций), что речь идет об очередной пустопорожней затее руководства страны. Пустой, конечно, для страны, а для конкретных лиц – вполне даже непустой.

Вообще-то, идея развития туризма на Кавказе (да и по всей стране) – настолько очевидна и необходима, что, вроде бы, и спорить тут не о чем. Но вот методы реализации… Да и представление "начальниках" и методах достижения целей… Какой-то детский лепет.

Еще в первой своей заметке по теме - Еще очередная болтовня - "Кавказские миллиардные воды" - я отмечал: одни общие слова, ни одного конкретного географического названия, никаких сроков. При том, что значительная часть проекта посвящена горнолыжным делам. Где и что они там собираются делать? Потом появились еще публикации, из которых складывалась такая картина: на Кавказе, между тамошними республиками, начинается борьба за бюджетные деньги под "освоение туризма". И что Кабардино-Балкария явно "пролетает мимо денег".
Явно на передний план выходила "Карачаево-Черкесия", причем даже там "пролетал мимо" Добмай.

Потом последовала заваруха в Приэльбрусе (см http://akolesov.livejournal.com/262941.html, http://akolesov.livejournal.com/263787.html, http://akolesov.livejournal.com/265419.html). И я тогда же выдвинул идею (см. "Что происходит в Приэльбрусье? Радикальные передел власти и собстветнности?"), что эта ситуация там, если и не инспирирована, то используется, для того, чтобы
или исключить из борьбы за федеральные деньги;
или наоборот, исключить из участия в проекта местных людей, и начать там все реально по-новой (сомнительно – слишком сложно).

Опубликованная сейчас статья несколько проясняет ситуацию: под "Курортами Кавказа" понимается вполне конкретный проект – создание туристической зоны в Архызе (юго-запад Карачаево-Черкесии).


Про сам проект я нашел вот тут:
http://citytowers.ru/viewtopic.php?id=3244
=============
Проект по созданию горнолыжного курорта мирового класса на 25 тыс. человек в поселке Архыз реализует ЗАО Группа Синара (г. Екатеринбург) совместно с Правительством Карачаево-Черкесской Республики
Оператором проекта является ОАО «Архыз-Синара». Разработчик градостроительной концепции — французский консорциум Gorimpex Sarl, DIANEIGE, DGA, BDO MG Hotels & Tourisme.

Всесезонный горнолыжный курорт «Архыз» разместится на территории Архызского ущелья площадью около 16 тыс. га и будет состоять из 4 туристических комплексов.
Развитие рекреационной инфраструктуры курорта:
Сеть из 69 подъемников и канатных дорог образует взаимосвязанную транспортную систему курорта.
Горнолыжные трассы различной сложности общей протяженностью около 270 км.
Система искусственного оснежения.
Широкая сеть общественного питания, торгового и бытового обслуживания.
Лечебно-оздоровительный комплекс, включающий бальнеологический и SPA-центры, медицинские пункты, госпиталь.
Оформление тематических пространств: каток, трамплины, лыжный стадион, зоны для сноуборда, фристайла и фрирайда, бассейн, детские зоны, ботанический сад.
Организация досуга: развлекательные центры, экскурсионные вело- и пешеходные маршруты, музейный комплекс, центр ремесел и национальных промыслов.
Этапы реализации проекта:
2007 год – разработка градостроительной концепции
2008 год – начало строительства первого туристического комплекса.
2010 год – ввод первой очереди комплекса на 2 тыс. человек
2017 год – выход на проектную мощность
Оценочная стоимость – 78 млрд. рублей.
=========

Что тут можно сказать?
Дело хорошее. Особенно, если оно делается за частные деньги – пусть за результат отвечают инвесторы.
Но!
1. Есть сильные подозрения, что все это делается за госденьги (об этом явно говорится в статье)
2. Есть не менее сильные подозрения, что там все получится совсем не так "розово", как представляется.

Вот еще одна статья, проливающая свет на проект (статья в "Коммерсанте" 10-дневной давности,
http://www.kommersant.ru/doc/1656665). Из нее получается, что

Главным хозяином и инвестором проекта является президент "Синара" Дмитрий Пумпянский, которые обещал в 2007 вложить в проект 1 млрд. долл. Про него написано тут: крупный предприниматель с Урала (трубно-металлургическая промышленность). С чего вдруг он решил заняться непростым делом создания туркомплексов – непонятно. Но есть предположение, что не совсем по своей воле, а в рамках "государственно-бизнесового партнерства" в проекте "Олимпиада в Сочи 2014".

И не очень понятно, откуда он собирался брать 1 млрд. долл. – из своих средств или бюджетных.

Но можно понять, что
1. Инвестиции в 1 млрд. долл – это пока мечта
2. Проект явно выбился из графика и видны явные проблемы
3. В дело в явном виде вмешивается государство в лице КСК, которое купило у "Синары" 30% акций (отсюда и появление статьи в "Известиях", хотя про эту сделку там ни слова).

То, что проект "Архых" связано с Сочи – к гадалке ходить не нужно. Это явная "зимняя запасная площадка" для Красной Поляны. О необходимости создания такой "площадки" говорили с момента появление Сочи-2014.

 

Наверняка, в качестве вариантов рассматривались Домбай и Терскол. И там сильно надеялись на такие бюджетные вливания. Мы в марте 2010 возвращались из Терскола, в Тырнаузе в наш рафик подсели до Пятигорска две дамы из местного тур-гос-бизнеса. Одна из них как раз говорила об ожидаемых "деньгах" и начале расцвета Приэльбрусья. Но видно, что Терскол "пролетел мимо". Как и Домбай.

И это понятно – далековато от Сочи. Не говоря уже о многочисленных местных проблемах (сопротивление местных, я про это писал).

Архыз в плане расположения выглядит выигрышно. Но помимо собственно сооружения там чего-то, есть две очевидные проблемы
Климат (насколько этот район годится для горнолыжных дел, есть большие сомнение)
Транспорт

Про транспорт в интервью говорится, но Билалов явно ушел от вопроса. От Минвод – очень далеко (реализация проекта по модернизации аэропорта Минвод уже давно выбилась из графика, его обещали закончить еще 2-3 года назад, а там еще и "конь не валялся").

Нормальным решение вопроса (в плане Сочи) было бы строительство дороги Красная Поляна – Архыз. И такой проект уже реализуется – ведется работы по сооружению туннеля под ГлавнымКавХребтом, вроде бы он даже уже физически пробит (мне про него говорили и местные жители – летели в декабре в Москву в самолете вместе). Но судя по всему, проект также уже выбился из графика и даже, возможно, заморожен (судя по откликам в Интернете).

Да и справится ли аэропорт Адлера (там проект тоже сильно завален) – большой вопрос.

Во всяком случае, во всех последних публикациях про Архыз про туннель и про дорогу не говорится. И это говорит о многом.


Короче говоря, причина появления статьи в "Известиях" понятна: г-ну Билалову нужно "посветиться" и выступить в роли "главного". Характерная тактика нашего государства: примкнуть к готовому проекту и показать, "кто тут главный".

Что же касается оптимизма – "самое трудное уже сделано", то я его не разделяю. И это видно из статьи.
1. Хотя вопрос землепользования тут представлен решенным, на самом деле (это видно из других публикаций) это далеко не так
2. Проект уже выбился из графика. А впереди – еще работать и работать
3. Не очень понятно, как будут решаться транспортные проблемы

Но даже, если они все это сделают, то не очень понятно – кто и зачем туда поедет. В конкуренцию с Европой с помощью одной турзоны может поверить только человек, который никогда не видел горнолыжек Европы. Там в Альпах, таких "Архызов" – как минимум одна сотня, а то и 200-300.

А цены уже сейчас в Архызе назвать привлекательными сложно. 100 долл. за гостиницу (на человека в день?). Я в Шамони в этом марте (http://akolesov-travel.blogspot.com/2011/04/blog-post_20.html) жил неделю за 400 евро. Втроем!

Ладно, будем продолжать следить за вопросом.

Но посмотрите на фото, приведенное в статье "Известий". Кто и куда едет на подъемнике: вверх без лыж, сверху – с лыжами. Т.е. подъемники будут, а вот трасс – нет и не будет.

 

Tags: Известия, Терскол, горы, государство, лыжи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment