Andrey Kolesov (akolesov) wrote,
Andrey Kolesov
akolesov

Categories:

05.06.2021. Шуховская башня на Оке

Это место – одно из самых ярких (и позитивных) впечатлений от всего четырехдневного велотура, а "3,5-тикилометровая гонка преследования в стиле кросса" – самой яркий эпизод собственно "кручения педалей". Это было достойное завершение интенсивного путешествия.

(все фото и картинки можно увидеть крупнее, если щелкнуть мышью)


Узнал я про это место относительно случайно ("относительно", потому что на самом деле – закономерно) – просто, еще планируя маршрут, смотрел в картах Гугл место, где можно было бы подъехать к берегу Оки в тех местах – посмотреть природу, искупаться. И увидев на мысу обозначение "Башня Шуховка", просто обозначил на своей карте точку, куда нужно попасть. Обратите внимание (это я о своем стиле планирования маршрута) – я даже не стал смотреть подробнее о том, что там (достаточно было набрать в строке поиска название или просто щелкнуть по значку. Я просто сразу обозначил место "нужно заехать". А дальше – на месте разберемся.



Более того. На третий день пути у меня появилась мысль – не продлить ли мне путешествие еще на денек? Но тогда нужно было ехать несколько иначе, по другому берегу Оки. Были разные "за и против", и именно "нужно посмотреть Башню" было решающим доводом в пользу изначального четырехдневного варианта с завершением в Дзержинске.

Что меня ожидает в "точке" я понял только примерно за 5 км до нее, увидев вот такую перспективу. "Ого, это действительно высотная башня!", - сказали мы с велосипедом.


А тут еще нас обогнали две девчонки на великах, и мы (с велосипедом) погнали следом за ними.


Итак, кроме известной Радиобашни Коминтерна в Москве (150м), инженер Шухов построил (кроме многого другого!) построил в 1927-29 по такой же схеме гиперболический сетчатых конструкций еще три пары башен высотой 20, 68 и 128 м для линий электропередач через Оку от Нижегородской ГРЭС (г. Балахна) в рамках реализации плана ГОЭЛРО.


Шуховская башня в Москве – одна из очевидных достопримечательностей столицы, не только архитектурная, но и техническая – радио, телевидение. Но ситуация с ней в нашей замечательной столице нехорошая. Деньги за ежегодную замену бордюра и асфальта есть, а на сохранение башни нет…
Башня в начале XXI века начала просто разваливаться, в 2014 решили ее разобрать и перенести в другое место. В результате вмешательства общественности от этого варианта отказались (были обоснованные опасения, что после разборки ее уже никогда больше не соберут). И с тех пор проект "завис". Были проведены экстренные работы по антикоррозийной обработке и замене особо аварийных элементов, установлена дополнительная конструкция для поддержкb башни. А дальше все осталось в запомороженном виде. Цена проекта реконструкции – 32 млн. руб. Но у богатой государственной "Российской телевизионной и радиовещательной сети" (РТРС) и еще более богатой Москвы, на это денег нет.
Подойти к Башне близко нельзя, издали он, без антенной секции (или какого-то шпиля) выглядит несимпатично.

Хвала небесам, что Россетти нашли силы, чтобы провести реконструкцию одной из самых высоких своих башен. Конечно, жаль, что вторую разобрали, но хорошо, что одну хотя бы реконструировали и оставили. Кстати, проект реконструкции закончился в 2020 году. Как мне сказали люди из Нижнего, какие-то проблемы с этим проектом остаются, но пока – все выглядит очень симпатично. Тем более, что это очень красивое и хорошее для времяпрепровождения места на Оке, сюда стоит приехать просто "на природу".

В чем отличие телескопических башен Шухова от более аналогичных башен традиционных конструкций? Как я пониманию – они более легкие, требуют меньше материалов, проще фундамент и более простое сооружение. Наверное, недостатком является их более низкая "износостойкость" (в силу именно более легкой конструкции). Но, кажется, современные материалы позволяют решать сегодня эти проблемы.
(Возможно, проблема с башнями, построенными в СССР в 1920-е было то, что просто не было металла нужного качества. В ходе строительства башни в Москве, в 1921м, произошло обрушение верхней части конструкции, Шухов был приговорен к "условному расстрелу", исследование показало, что причина – "усталость металла").
В мире такие конструкции используются, в частности в 2010 году в китайском Гуанчжоу построена 600-метровая гирепболическая сетчатая шуховская башня (на сегодня – вторая по высоте в мире), эта же идея используется в одном из зданий Москва-Сити.



Как известно, первоначально в Москве планировалось возведение башни из десяти секций общей высотой 350 м (на 15 выше Эйфелевой) при расчетном весе 2200 тонн (Эйфелева весит в 3.2 раза больше – 7300 тон). На такой проект не было ресурсов, реализовали вариант 148.5 м весом всего в 240 тонн.

Легкость конструкции Башни на Оке хорошо видна вблизи, можно даже потрогать ее металлическую сетку,



Можно зайти внутрь и сделать вот такое замечательное фото.



В центра на опоре написано:
Уникальный памятник архитектуры, Шуховская башня. Реконструирован силами компании "Россети Центр и Приволжье" Нижновэнерого к 100-летию ГОЭЛРО.



Само по себе место это очень красивое, песчаный берег Оки. Жаль, что на дорогу сюда сил не хватило (думаю, что дорога принадлежит местной власти, которая или не хочет делать дорогу или денег нет).



Я тут кратко посмотрел округу, спустился к берегу, искупался коротенько (отличное песчаное дно, почему-то никто не купался, вода была не очень теплой, но вполне нормальной), собрался и поехал обратно. Все дело с визитом от приезда до отъезда заняло 45 минут (15:05-:50).
И надо же: сел на велик и смотрю – две мои попутчицы сюда тоже поехали в обратную сторону. Я за ними. На этот раз по ходу дела мы с ними менялись в роли "лидера".

Когда вышли на шоссе, я прибавил ходу, обогнал и ушел вперед…


Tags: 1_АвтоПутешествияРоссия, 1_Вело, вело
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments